20 апреля 2018 Поздравляем!
Зенина Алена — ученица 9 физико-математического класса лицея. Несколько дней назад она вернулась с заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку с почетным званием призера. Настя и Полина решили подробнее узнать у Алены, каково это — стать призером олимпиады столь высокого уровня, как добиться высоких результатов, как справиться с нагрузкой, а также другие секреты рецепта формулы успеха.
«Страх перед Москвой, может быть, и придавал сил. Я старалась не обращать внимания на остальных, а просто делать то, что считаю нужным.»
— Алена, как ты ощущаешь себя после олимпиады? Изменилось ли что-нибудь в тебе после этого испытания?
— Я поняла, что любых высот можно достичь своим трудом и даже Всероссийская олимпиада школьников — не такое уж и большое испытание.
— Как наш Лицей помог тебе на пути к успеху?
— Во-первых, моя первая учительница, Клюева Татьяна Вячеславовна, воспитала во мне любовь к русскому языку. А когда я перешла в среднюю школу, Елена Викторовна Орлова продолжила развивать эту любовь. С 5 класса мы упорно работали над олимпиадными заданиями по русскому языку. Конечно, ещё и чтение развивает грамотность и кругозор, что очень помогает на олимпиадах по русскому языку. К олимпиаде пришлось многое прочитать. Также очень помогли занятия с Еленой Валентиновной Корчагиной по переводу древнерусских текстов.
— Насколько дружелюбной была атмосфера на олимпиаде, чувствовалась ли конкуренция?
— Дружелюбная атмосфера была в делегации из Рязани. Мы сразу же все подружились, у нас была общая цель: посмотреть, как там все устроено, посмотреть на других людей. Конкуренция очень сильно чувствовалась, потому что 92 человека из Москвы немного нервировали. Страх перед Москвой, может быть, и придавал сил. Я старалась не обращать внимания на остальных, а просто делать то, что считаю нужным.
— Сейчас многие ребята стараются больше участвовать именно в вузовских олимпиадах, считая, что туда попасть легче, чем на «Всеросс». Какое у тебя мнение по этому поводу?
-Вузовские олимпиады по разным предметам сильно отличаются. Например, математика в вузовских олимпиадах намного проще, чем во всероссийской. В русском языке вузовские олимпиады больше направлены на знания, а Всероссийская на логику, поэтому мне писать её было намного интереснее и приятнее.
— Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать ученик, стремящийся к таким высоким результатам?
— Прежде всего, это умение работать, потому что освоить такой массив информации очень сложно. Безусловно, олимпиады требуют умения думать, мыслить логически, но знания все равно необходимы. И чтобы овладеть этими знаниями, нужно видеть определенные тонкости, какие-то интересные моменты, современные процессы в русском языке, а для этого необходимо много времени и усилий.
— И правда, для того чтобы стать призером Всероссийской олимпиады, нужна серьёзная подготовка, требующая большого количества времени. Как ты считаешь, умеешь ли ты правильно распределять своё время?
— Я стараюсь этому учиться, но это довольно сложно, особенно когда тебе через 2 месяца сдавать экзамены и примерно в это же время проходит Всероссийская олимпиада. Конечно же, я отложила все дела и старалась больше готовиться к олимпиаде. Структуризация времени очень помогает, но иногда у меня возникали проблемы с этим. Допустим, мне надо прийти из школы и прочитать какую-то книгу или посмотреть фильм по определенной лингвистической теме, а нужно еще сделать домашнее задание, куда-то сходить, еще я дополнительно занимаюсь в физико-математической школе, нужно отправить задание туда. Все спланировать тяжело. В какой-то момент все надоедает и хочется отдохнуть. Тогда главное — не поддаваться на эти «провокации». Отдыхать важно, но если остановишься надолго, то вернуться в прежний ритм работы будет намного сложнее. Я отдыхала, но старалась не останавливаться.
— Как сложно возвращаться в школьный ритм?
— Сначала испытываешь облегчение, потому что понимаешь, что годы работы к чему-то привели. Но в школьный ритм довольно непросто возвращаться: из-за подготовки к экзаменам учителя более требовательны.
— Какие перспективы открылись для тебя благодаря этой олимпиаде?
— Прежде всего какое-то уважение среди сверстников, слегка непонятное мне внимание. Следующее — это льготы при поступлении в вуз, где русский язык является профильным. И 100 баллов по ЕГЭ, если переходишь определенный порог. И, конечно, автоматическое попадание на «Всеросс» в 10 классе — не придется волноваться по поводу регионального этапа.
— В какой вуз ты планируешь поступать?
— Планирую поступать в Физтех. Я пока не совсем определилась с тем, чем хочу заниматься. Считаю Физтех отличным началом.
— Тогда почему ты выбрала олимпиаду по русскому языку?
— Олимпиада по русскому направлена на логику, теоретических знаний мне хватает. С заданиями по математике и физике немного по-другому, требуется иной объем информации.
— Какой совет ты могла бы дать своим сверстникам?
— Пробовать, несмотря ни на что. Кажется, если ты из Рязани, если не занимаешься со столичными «светилами», то мало шансов занять высокое место на Всероссийской олимпиаде. Но если ты действительно чего-то хочешь, то сможешь этого добиться, главное — не сидеть сложа руки. Еще нужно слушать, что говорят учителя. Порой из-за недостатка опыта кажется, что они говорят странные вещи, но потом понимаешь, что все сказанное было правильным.